ГУФСИН России по Свердловской области

   


 

Психологической службе уголовно-исполнительной системы - 25 лет ВИДЕО
31.08.2017

Психологической службе уголовно-исполнительной системы - 25 лет

Видеосюжет программы "Вести Урал" ТК "СГТРК "Урал" http://vesti-ural.ru/news/55405-seansy-psixologicheskoj-razgruzki-predlagayut-zaklyuchennym-ekaterinburgskogo-sizo.html

Видеосюжет ТК "41 домашний" https://www.youtube.com/watch?v=dUCd-KWj2GQ

Видео занятия с спецконтингентом СИЗО-1 (съемка пресс-службы ГУФСИН) https://youtu.be/uRWpawEUPks

Видео занятия с личным составом СИЗО-1 (съемка пресс-службы ГУФСИН)  https://youtu.be/5UR9Riq8pT0

На рубеже 90-х годов социально-экономические и политические изменения в обществе вызвали необходимость реформирования всех органов государственной власти, в том числе и уголовно-исполнительной системы.

Осознание важности человеческого фактора привело к появлению психологов в различных ведомствах  и организациях.

Впервые введение должности психолога в штаты пенитенциарных учреждений было предусмотрено Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г., статья 49 (1)). В настоящее время психологическое сопровождение в местах лишения свободы является необходимым элементом пенитенциарной системы любого цивилизованного государства.

Если обратиться к истории развития отечественной пенитенциарной практики, одна из первых, подлинно гуманистических реформ тюремной системы России предпринималась еще Екатериной II. Она писала: «Цель наказания состоит не в том, чтобы мучить тварь, чувствами одаренную. Она на тот конец предписана, чтоб воспрепятствовать виновному, дабы он впредь не мог вредить обществу, и чтобы отвратить граждан от содеяния преступлений». Поэтому, когда спустя более 200 лет некоторые люди убеждены, что главная цель наказания – это кара, и к осужденным необходимо относиться как можно жестче, становится очевидным, что люди видят решение этого вопроса однобоко, не вникая в историю и не интересуясь тенденциями развития как пенитенциарной системы в целом,  так и развитием  психологического направления, в частности.

В нашей стране первые должности психологов в уголовно-исполнительной системе стали вводиться в виде эксперимента в начале 70-х годов в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Данный опыт носил экспериментальный характер. С 1988 по 1992 годы была проведена апробация способов, форм и методов работы психологов с осужденными в исправительных колониях и следственных изоляторах.

Новаторские взгляды отдельных руководителей уголовно-исполнительной системы, ощутившие особую потребность в привлечении к воспитательному процессу специалистов-психологов, нашли развитие в решении вопросов создания и организации деятельности психологической службы.

Начало решения указанной проблемы положено приказом МВД России № 305 от 1992 г., в котором были закреплены организационно-нормативные основы создания психологической службы исправительно-трудовых учреждений. Вместе с тем, практическая работа над проблемами создания, организации работы психологической службы и взаимодействия с другими службами ИТУ, методического обеспечения практических психологов учреждений актуализировала многочисленные вопросы, касающиеся, преимущественно, путей, форм и методов реализации нормативной базы.

Можно сказать, что с этого периода психологическая служба – это централизованно управляемая система структурных подразделений (психологических лабораторий) и должностей специалистов-психологов, осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.  Началась целенаправленная подготовка психологов для пенитенциарных учреждений в ведомственных учебных заведениях, апробация и внедрение эффективных методов работы. Стали регулярно проводиться обучающие семинары, курсы повышения квалификации, учебно-методические сборы для психологов уголовно-исполнительной системы. 

Своеобразной точкой отсчета становления психологической службы Свердловской области может служить момент выхода приказа, официально оформившего ее существование – Приказ УИН МВД Свердловской области № 292 от 22.04.1996 г. В настоящий момент в Свердловской области функционирует 41 исправительное учреждение, содержатся более 30 000 подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Обеспечивают режим, охрану, трудовую занятость и в целом воспитательный процесс  лиц, содержащихся в исправительных учреждениях более 6 000 сотрудников различных отделов и служб. Психологическое обеспечение работы подразделений области как с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми), так и личным составом осуществляют 136 специалистов-психологов.

Главная цель психологов уголовно-исполнительной системы – повышение эффективности процесса исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики. Процесс исполнения наказаний сам по себе не происходит, основную роль в этом осуществляют сотрудники учреждений, которые ежедневно выполняют поставленные перед ними задачи. Поэтому одной из особо важных задач, стоящих перед психологами, является работа с персоналом учреждений с целью формирования и поддержания психологически здоровой личности, успешно выполняющей свои профессиональные обязанности.

Эта работа начинается с этапа отбора кандидатов на службу и продолжается весь период службы в уголовно-исполнительной системе. Основными направлениями работы психологов с сотрудниками учреждения являются углубленная психодиагностика, проведение занятий в системе служебной подготовки, направленных на повышение психологической компетентности персонала, проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий с использованием различных психологических техник, упражнений, направленных на самопознание и саморазвитие. 

Во избежание проявления деструктивных форм поведения особое внимание психологи учреждений уделяют индивидуальной работе с сотрудниками и членами их семей. В рамках индивидуального консультирования обсуждаются различные вопросы, которые беспокоят сотрудника, намечаются пути их решения. Психологи оказывают психологическую помощь сотрудникам в решении проблемных и преодолении кризисных ситуаций. Особое внимание в консультировании направлено на устранение влияния возможных  негативных факторов, связанных  с профессиональной деятельностью (режим работы, взаимодействие с осужденными, служба с оружием, трудности взаимоотношений в коллективе), наличие семейно-бытовых затруднений. Основная задача психологов не только оказать помощь в их решении, но и научить сотрудников самостоятельно преодолевать жизненные кризисы.

   Еще одним важным направлением работы пенитенциарных психологов является психологическое сопровождение  осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Эта работа также проводится в несколько этапов и предполагает процесс сопровождения данной категории лиц от начала пребывания (в следственном изоляторе) до освобождения из мест лишения свободы.  

На начальном этапе психологи при помощи различных диагностических методов и методик осуществляют постановку  психологического диагноза и разрабатывают рекомендации по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного. В процессе отбывания наказания психологи оказывают психологическую помощь в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, осуществляют психологическую коррекцию поведения осужденных с целью формирования позитивного отношения к социальным нормам и ценностям, а также оптимизации межличностных отношений. В рамках подготовки к освобождению из мест лишения свободы психологи проводят занятия, направленные на успешную адаптацию к новым условиям жизни.  

Главной профессиональной ценностью для любого психолога выступает личность: ее уникальность, индивидуальность, способность и желание саморазвития. И не имеет значение это личность сотрудника или человека, преступившего закон. Индивидуально-психологические особенности персонала и осужденных (прежде всего - направленность личности, а также проявления эмоциональной и волевой сферы) имеют значительные различия. Знать, принимать и учитывать эти различия при работе с такими разными категориями «клиентов»  одно из требований к профессиональным компетенциям пенитенциарных психологов.

Психологи уголовно-исполнительной системы универсальны, ведь они являются специалистами во всех направлениях психологической работы, в отличие от психологов частной практики.

Несмотря на то, что психолог – очень творческая профессия, большинство психологов в уголовно-исполнительной системе являются аттестованными сотрудниками, по-другому говоря, «служат в погонах»,  поэтому, наравне с другими сотрудниками, владеют приемами самообороны, навыками стрельбы и поддерживают физическую форму. И конечно, абсолютное большинство психологов в пенитенциарных учреждениях  - это женщины, и им в своей повседневной жизни приходится успешно совмещать, помимо профессиональной роли, роль мамы, жены.

Можно еще много хороших слов сказать о психологах уголовно-исполнительной системы, но не слова, а дела их говорят сами за себя. 
За 25 лет существования и становления психологической службы уголовно-исполнительной системы круг вопросов, в которых прислушиваются к мнению психологов, становится все шире. Психологическая  служба ГУФСИН России по Свердловской области не стоит на месте, постоянно развивается, идет по пути внедрения технических инноваций и ассимиляции современных психологических тенденций.

Заместитель начальника межрегионального отдела ГУФСИН России по Свердловской области майор внутренней службы майор внутренней службы Анастасия Боровкова


Дата последнего обновления: 31.08.2017 13:35

архив новостей

« Октябрь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
  2017 2016 2015  
Что делать, если в отношении осужденного предпринимаются мошеннические действия?
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

важная информация